Дежурство в детском саду

 

У многих молодых родителей возникает вопрос о необходимости дежурства в детском саду. Так ли ребенку важно научиться выполнять поручения? Может, это слишком рано для такого возраста или сложно? Есть ли преимущества в дежурстве для детей? Зачем нужно дежурство?

Дежурство - это одна из форм организации труда детей. Несмотря на кажущийся незначительный результат труда, дежурства имеют большое значение в воспитании детей: дежурные всегда выполняют работу, необходимую  для всего  детского коллектива.

Первое слово, которое ассоциируется с понятием «дежурство» — это «ответственность», и не только за жизнь и безопасность ребенка со стороны воспитателя, но еще и за развитие личности. Подобный вид трудового воспитания, когда малышу самостоятельно необходимо посильно помочь педагогу в организации занятия или накрыть на стол, формирует у детей изначальное понимание слова «труд».

Подобная методика позволяет осознать ребенку, что все находящееся вокруг нас не само собой появилось, кто-то это создал. Эта мысль формирует желание также попробовать что-то сделать, побуждает к самостоятельному труду.

Трудовые поручения и дежурства становятся неотъемлемой частью образовательного процесса в старшей-подготовительной группе. В нашей группе оборудован центр Дежурства. В центре находятся специальные фартуки и колпачки для дежурства, карточки для обозначения дежурных, схемы сервировки стола, правила поведения за столом, алгоритм дежурства и т.д. Данный центр способствует формированию умения выполнять обязанности дежурных, воспитывать положительное отношение к труду, самостоятельность.

Польза дежурства

Благодаря дежурству, ребенок начинает нести ответственность за поручение. Даже если задание довольно простое, дежурство в детском саду сформирует любовь к труду. Ведь малышу будет очень приятно, когда благодаря его собственным приложенным усилиям станет, например, чище.

Отталкиваясь от такого жизненного опыта, ребенок в дальнейшем будет выполнять дежурные задания с большей концентрацией и отдачей.

Виды дежурств для воспитанников детского сада

Нужно понимать, что дежурство в детском саду не включает в себя элементы наказания. Это лишь возможность продемонстрировать воспитаннику, каково это заботиться о других. Дежурство может включать в себя:

-помощь по столовой;

-помощь в игровой комнате;

- помощь в природном центре;

- помощь по занятиям.

Выполнение обязанностей по столовой

В обязанности ребенка будет входить помощь в распределении посуды

для других ребят. Дежурство в детском саду по столовой имеет ряд преимуществ. Такое несложное задание сформирует у ребенка ответственное отношение к работе, а также станет возможностью для развития памяти. В том случае, если опыт с дежурством подойдет для группы воспитанников, данное действие будет повторяться часто, соответственно, и задания станут повторяться. Поэтому регулярные дежурства помогут быстрее запомнить расположение посуды на столах, что благоприятно повлияет на развитие памяти. 

Помощь в игровой комнате

Дежурство в игровой комнате детского сада потребует от ребенка следующего: помощи воспитателю и другим ребятам в раскладывании игрушек по местам. Подобная процедура поможет развить внимательность, так как необходимо будет знать, куда что складывать. А также улучшить уровень взаимодействия между воспитанниками детского сада, так как дежурный возьмет на себя часть роли воспитателя и уже с позиции старшего помощника будет содействовать поддержанию порядка и помогать другим ребятам.

Благодаря дежурству в уголке природы у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к растениям, ответственность за порученное дело. Поэтому в плане воспитательной работы мы в группе уделяем большое внимание формированию нравственных качеств и эмоционально-позитивного отношения к природе. Здесь мы создаём условия для наблюдения за комнатными растениями, учим детей правильному уходу за ними.

 

Содержание работы дежурных по подготовке к занятиям усложняется. Дети помогают разложить раздаточный материал, раскладывают его по конвертам, набирают в розетку гуашь, клей и т.д.

Дежурят дети обычно по двое по принципу «умелый - с неумелым».  Дети быстро учатся друг у друга.

Дети чувствуют, что они помощники, стараются выполнить свою работу хорошо.  Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Дежурные! Так, быстро приготовили все необходимое, чтобы можно было сразу начинать заниматься. Спасибо вам, молодцы!». Все это повышает интерес детей к делу. Они чувствуют, что их работа нужна, а поощрение взрослых их действий, укрепляет уверенность в своих силах.  Приучаем детей благодарить дежурных за оказанную услугу, относиться с уважением к их труду.

Это не столько помощь воспитателю, сколько развитие таких черт, как ответственность, взаимопомощь, любовь и уважение к труду.

Очень важно, чтобы и вы, уважаемые родители, приучали детей к посильной домашней работе, были терпеливы к их неуверенным действиям, и медленному темпу в работе.



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Развитие представлений о цвете, форме, величине средствами развивающих игр.

«Развитие мелкой моторики рук»

"Роль дидактических игр в воспитании и обучении детей"