Развитие представлений о цвете, форме, величине средствами развивающих игр.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его
восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их
форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.
Значение сенсорного развития в раннем детстве переоценить трудно. Большинством
исследователей именно этот возраст считается наиболее благоприятным для накопления
представлений об окружающем мире, совершенствования деятельности органов
чувств. Справедливо считают зарубежные учёные в области дошкольной педагогики
(Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители
отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева,А.В. Запорожец,
А.П. Усова, Н.П. Саккулина, Л. А.Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер и др.), что
сенсорное развитие является одной из основных сторон дошкольного воспитания,
т.к. направлено на обеспечение полноценного интеллектуального развития.
Дидактические игры на
различие величины
Игры – поручения.
Цель: Учить детей
различать и называть игрушки, а также выделять их размер; развивать слуховое
восприятие, совершенствовать понимание речи.
Оборудование: Большие и
маленькие собачки, машинки, коробочки, мячи, чашки, кубики,
матрешка
Ход: Взрослый показывает
ребенку игрушки и предметы и предлагает назвать их, отмечая их размер. Затем
дает ребенку следующие задание:
·
Большую собаку напои
чаем из большой чашки, а маленькую – из маленького
·
Покатай матрешку в
большой машине;
·
Поставь маленькую собаку
возле матрешки;
·
Построй для большой
собачки домик из больших кубиков, а
для маленькой из маленьких;
·
Возьми маленькую собачку
и посади ее на ковер;
·
Возьми большую собаку и
посади ее в большую коробку;
·
Собери маленькие кубики
в маленькую коробку, а большие в большую. Если ребенок ошибается, собачка или
матрешка показывают свое неудовольствие (рычит или отворачивается).
Посади бабочку на
цветок.
Цель: Развивать у детей
умение различать предметы по размеру, соотносить предметы по соответствующему
размеру.
Оборудование: Карточка с
изображением цветов большого и маленького размеров. Набор бабочек, большого
и маленького размеров.
Игровая задача: найти
для бабочки цветок соответствующего размера.
Ход: Предложить ребенку
выбрать на карточке большой цветок и посадить на него большую бабочку, затем
найти маленький цветок и посадить на него маленькую бабочку.
Дидактические игры на
различие формы
Разложи печенье на
тарелочки.
Цель: Учить группировать
предметы по форме.
Оборудование: По пять
картонных кругов и квадратов одного цвета.
Ход: Взрослый показывает
детям геометрические фигуры, произвольно перемешанные, на столе и говорит:
«Это-печенье, вот это круглое печенье, а это квадратное печенье, указывая на
соответствующие формы. Затем говорит: «Круглое печенье я положу на круглую
тарелочку, а квадратное - на квадратную тарелочку». Далее воспитатель
предлагает детям разложить фигуры по своим местам и активизирует речь детей
вопросами: «Что это? (Круг - круглое печенье). А это? (Квадрат - квадратное
печенье) и т.п.
Волшебная коробочка.
Цель: Учить детей
проталкивать геометрические формы в соответствующие отверстия.
Оборудование: Коробки с
отверстиями круглой и квадратной формы и соответствующие им по размеру кубики и
шарики.
Игровая задача: спрячь
кубик и шарик.
Ход: Взрослый показывает
детям коробочки с «окошками» и говорит, что в них можно протолкнуть
(«спрятать») шарики и кубики. Затем обводит пальцем круглое отверстие,
отмечая, что оно круглое, что у него нет уголков, и проталкивает в него шарик.
То же самое проделывает и с квадратным отверстием, отмечая, что оно квадратное
и у него есть уголки и проталкивает в него кубик. Далее, задание выполняют
дети. При каждом проталкивании, воспитатель удивленно-восхищенным тоном
восклицает: «Ой, нет шарика! Спрятался! Ой, нет кубика!», тем самым, стимулируя
ребенка продолжать игру и вызывая положительные эмоции.
Заштопай штанишки.
Цель: Учить детей
вставлять предметы данной формы в соответствующие отверстия.
Оборудование: Картонное
изображение мишки (матрешки, куклы и т.п.) с отверстиями круглой, квадратной,
прямоугольной и треугольной формы на штанишках и соответственно им круги,
квадраты, прямоугольники и треугольники, такого же цвета, как и штанишки.
Ход: Взрослый показывает
детям мишку и обращает их внимание на то, что у мишки дырявые штанишки. Затем
воспитатель показывает детям геометрические фигуры заплатки и предлагает
помочь мишке зашить штанишки. Дети выполняют задание, мишка благодарит их. Эту
игру можно проводить с усложнением, например «заштопать» у матрешек
сарафаны разного цвета различными большими и маленькими геометрическими формами
соответствующих цветов.
Дидактические игры на
различие цвета
Елочки и грибочки.
Цель: Научить ребенка
чередовать предметы по цвету.
Оборудование: Коробка с
мозаикой, где помещены по десять элементов зеленого и красного цвета.
Ход: Взрослый показывает
детям мозаику и поясняет, что елочки бывают зеленого цвета, и размещает на
панели елочку элемент зеленого цвета. Показывает элемент красной мозаики,
поясняет, что такого красного цвета бывают грибочки. Разместив у себя на панели
елочку, грибочек, елочку, грибочек, воспитатель предлагает ребенку продолжить
ряд елочек и грибков. Игру проводят как закрепление после соответствующего
занятия. С той же целью, как и предыдущая игра можно проводить следующие игры:
«Гуси с гусятами» - используют мозаику белого (гусь) и желтого (гусенок) цвета.
«Домики и флажки» - используют мозаику белого (домик) и красного (флажок)
цвета. В игре «Домики и флажки» элемент красного цвета размещают над элементом
белого цвета.
Угостим медведя ягодой.
Цель: Учить детей
выбирать предметы данного цвета из нескольких предложенных, развивать
координацию рук и мелкую моторику пальцев. Оборудование: Коробка с мозаикой,
где помещены десять элементов красного цвета и по пять элементов желтого и
зеленого цвета.
Ход: Взрослый показывает
детям медведя и рассматривает его вместе с детьми. Затем предлагает детям
угостить его ягодой, делая акцент на то, что мишка любит только спелую ягоду
красного цвета. Далее, воспитатель берет из коробки элемент мозаики красного
цвета (ягодку), вставляет ее в панель и предлагает детям тоже собирать ягоды,
следя за тем, чтобы дети брали только спелые ягоды красного цвета. Когда все
красные ягоды собраны в «корзину», медведь благодарит детей. С той же целью,
как и предыдущая игра можно проводить следующие игры: «Найди солнышко», «Посади
травку», «Облачка на небе» и т.п., с той лишь разницей, что ребенку
предлагается выбрать соответственно элементы желтого, зеленого и синего цвета
из нескольких предложенных.
Поставьте букет цветов в
вазу.
Цель: Учить детей
группировать предметы по цвету.
Оборудование: Четыре
вазы желтого, красного, зеленого и синего цветов, сделанных из пластиковых
бутылок, бумажные цветы тех же цветов.
Ход: Взрослый показывает
детям цветы, которые лежат на столе или ковре произвольно перемешанные, и
предлагает собрать из них букеты и поставить в вазы. Затем, воспитатель берет,
например, красный цветок и ставит его в вазу красного цвета, делая акцент на
то, что цветок такого же цвета, как и ваза. То же самое воспитатель проделывает
и с цветами других цветов. Далее собирать букеты предлагается детям.
Разноцветные шары.
Цель: Учить детей
соотносить предметы по цвету.
Оборудование: Карточка с
вертикально наклеенными на ней разноцветными полосками – «ниточками»
параллельно и на некотором расстоянии друг от друга, вырезанные из картона шары
тех же цветов.
Ход: Взрослый показывает
детям шары и предлагает привязать к ним ниточки, чтобы шары не улетели. Затем
берет шар, например, желтого цвета и прикладывает его к желтой полоске -
«ниточке» желтого цвета. Далее задание выполняют дети. Эту игру можно проводить
с другим оборудованием: разноцветные карточки - «книжки» с вырезанными
«окошками» - шарами, карточки-вкладыши таких же цветов. Тогда ход будет такой:
воспитатель показывает детям карточки с шарами и предлагает детям закрасить эти
шары соответствующим цветом, предварительно показывая как это сделать.
Помоги кукле кате подобрать
чашки к блюдцам.
Цель: Учить детей
соотносить предметы по цвету.
Оборудование: Чашки и
блюдца четырех основных цветов, кукла.
Ход: Взрослый показывает
детям блюдца и предлагает поставить на них чашки и уточняет, что у каждого
блюдца есть своя чашка такого же цвета. Затем воспитатель показывает, как это
нужно делать. Далее задание выполняют дети.
Комментарии
Отправить комментарий