Развитие представлений о цвете, форме, величине средствами развивающих игр.


Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем детстве переоценить трудно. Большинством исследователей именно этот возраст считается наиболее благоприятным для накопления представлений об окружающем мире, совершенствования деятельности органов чувств. Справедливо считают зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева,А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Саккулина, Л. А.Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер и др.), что сенсорное развитие является одной из основных сторон дошкольного воспитания, т.к. направлено на обеспечение полноценного интеллектуального развития.
Дидактические игры на различие величины
Игры – поручения.
Цель: Учить детей различать и называть игрушки, а также выделять их размер; развивать слуховое восприятие, совершенствовать понимание речи.
Оборудование: Большие и маленькие собачки, машинки, коробочки, мячи, чашки, кубики,         матрешка
Ход: Взрослый показывает ребенку игрушки и предметы и предлагает назвать их, отмечая их размер. Затем дает ребенку следующие задание:
·         Большую собаку напои чаем из большой чашки, а маленькую – из маленького
·         Покатай матрешку в большой машине;
·         Поставь маленькую собаку возле матрешки;
·         Построй для большой собачки домик из больших кубиков, а         для маленькой из маленьких;
·         Возьми маленькую собачку и посади ее на ковер;
·         Возьми большую собаку и посади ее в большую коробку;
·         Собери маленькие кубики в маленькую коробку, а большие в большую. Если ребенок ошибается, собачка или матрешка показывают свое неудовольствие (рычит или отворачивается).
Посади бабочку на цветок.
Цель: Развивать у детей умение различать предметы по размеру, соотносить предметы по соответствующему размеру.
Оборудование: Карточка с изображением цветов большого и маленького размеров. Набор бабочек, большого  и маленького размеров.  
Игровая задача: найти для бабочки цветок соответствующего размера.
Ход: Предложить ребенку выбрать на карточке большой цветок и посадить на него большую бабочку, затем найти маленький цветок и посадить на него маленькую бабочку.
Дидактические игры на различие формы
Разложи печенье на тарелочки.
Цель: Учить группировать предметы по форме.
Оборудование: По пять картонных кругов и квадратов одного цвета.
Ход: Взрослый показывает детям геометрические фигуры, произвольно перемешанные, на столе и говорит: «Это-печенье, вот это круглое печенье, а это квадратное печенье, указывая на соответствующие формы. Затем говорит: «Круглое печенье я положу на круглую тарелочку, а квадратное - на квадратную тарелочку». Далее воспитатель предлагает детям разложить фигуры по своим местам и активизирует речь детей вопросами: «Что это? (Круг - круглое печенье). А это? (Квадрат - квадратное печенье) и т.п.
Волшебная коробочка.
Цель: Учить детей проталкивать геометрические формы в соответствующие отверстия.
Оборудование: Коробки с отверстиями круглой и квадратной формы и соответствующие им по размеру кубики и шарики.
Игровая задача: спрячь кубик и шарик.
Ход: Взрослый показывает детям коробочки с «окошками» и говорит, что в них можно протолкнуть  («спрятать») шарики и кубики. Затем обводит пальцем круглое отверстие, отмечая, что оно круглое, что у него нет уголков, и проталкивает в него шарик. То же самое проделывает и с квадратным отверстием, отмечая, что оно квадратное и у него есть уголки и проталкивает в него кубик. Далее, задание выполняют дети. При каждом проталкивании, воспитатель удивленно-восхищенным тоном восклицает: «Ой, нет шарика! Спрятался! Ой, нет кубика!», тем самым, стимулируя ребенка продолжать игру и вызывая положительные эмоции.
Заштопай штанишки.
Цель: Учить детей вставлять предметы данной формы в соответствующие отверстия.
Оборудование: Картонное изображение мишки (матрешки, куклы и т.п.) с отверстиями круглой, квадратной, прямоугольной и  треугольной формы на штанишках и соответственно им круги, квадраты, прямоугольники и треугольники, такого же цвета, как и штанишки.
Ход: Взрослый показывает детям мишку и обращает их внимание на то, что у мишки дырявые штанишки. Затем воспитатель показывает детям геометрические фигуры  заплатки и предлагает помочь мишке зашить штанишки. Дети выполняют задание, мишка благодарит их. Эту игру можно проводить с усложнением, например  «заштопать» у матрешек сарафаны разного цвета различными большими и маленькими геометрическими формами соответствующих цветов.
Дидактические игры на различие цвета
Елочки и грибочки.
Цель: Научить ребенка чередовать предметы по цвету.
Оборудование: Коробка с мозаикой, где помещены по десять элементов зеленого и красного цвета.
Ход: Взрослый показывает детям мозаику и поясняет, что елочки бывают зеленого цвета, и размещает на панели елочку  элемент зеленого цвета. Показывает элемент красной мозаики, поясняет, что такого красного цвета бывают грибочки. Разместив у себя на панели елочку, грибочек, елочку, грибочек, воспитатель предлагает ребенку продолжить ряд елочек и грибков. Игру проводят как закрепление после соответствующего занятия. С той же целью, как и предыдущая игра можно проводить следующие игры: «Гуси с гусятами» - используют мозаику белого (гусь) и желтого (гусенок) цвета. «Домики и флажки» - используют мозаику белого (домик) и красного (флажок) цвета. В игре «Домики и флажки» элемент красного цвета размещают над элементом белого цвета.
Угостим медведя ягодой.
Цель: Учить детей выбирать предметы данного цвета из нескольких предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев. Оборудование: Коробка с мозаикой, где помещены десять элементов красного цвета и по пять элементов желтого и зеленого цвета.
Ход: Взрослый показывает детям медведя и рассматривает его вместе с детьми. Затем предлагает детям угостить его ягодой, делая акцент на то, что мишка любит только спелую ягоду красного цвета. Далее, воспитатель берет из коробки элемент мозаики красного цвета (ягодку), вставляет ее в панель и предлагает детям тоже собирать ягоды, следя за тем, чтобы дети брали только спелые ягоды красного цвета. Когда все красные ягоды собраны в «корзину», медведь благодарит детей. С той же целью, как и предыдущая игра можно проводить следующие игры: «Найди солнышко», «Посади травку», «Облачка на небе» и т.п., с той лишь разницей, что ребенку предлагается выбрать соответственно элементы желтого, зеленого и синего цвета из нескольких предложенных.
Поставьте букет цветов в вазу.
Цель: Учить детей группировать предметы по цвету.
Оборудование: Четыре вазы желтого, красного, зеленого и синего цветов, сделанных из пластиковых бутылок, бумажные цветы тех же цветов.
Ход: Взрослый показывает детям цветы, которые лежат на столе или ковре произвольно перемешанные, и предлагает собрать из них букеты и поставить в вазы. Затем, воспитатель берет, например, красный цветок и ставит его в вазу красного цвета, делая акцент на то, что цветок такого же цвета, как и ваза. То же самое воспитатель проделывает и с цветами других цветов. Далее собирать букеты предлагается детям.
Разноцветные шары.
Цель: Учить детей соотносить предметы по цвету.
Оборудование: Карточка с вертикально наклеенными на ней разноцветными полосками – «ниточками» параллельно и на некотором расстоянии друг от друга, вырезанные из картона шары тех же цветов.
Ход: Взрослый показывает детям шары и предлагает привязать к ним ниточки, чтобы шары не улетели. Затем берет шар, например, желтого цвета и прикладывает его к желтой полоске - «ниточке» желтого цвета. Далее задание выполняют дети. Эту игру можно проводить с другим оборудованием: разноцветные карточки - «книжки» с вырезанными «окошками» - шарами, карточки-вкладыши таких же цветов. Тогда ход будет такой: воспитатель показывает детям карточки с шарами и предлагает детям закрасить эти шары соответствующим цветом, предварительно показывая как это сделать.
Помоги кукле кате подобрать чашки к блюдцам.
Цель: Учить детей соотносить предметы по цвету.
Оборудование: Чашки и блюдца четырех основных цветов, кукла.
Ход: Взрослый показывает детям блюдца и предлагает поставить на них чашки и уточняет, что у каждого блюдца есть своя чашка такого же цвета. Затем воспитатель показывает, как это нужно делать. Далее задание выполняют дети.



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

«Развитие мелкой моторики рук»

«Опыты со снегом»