«Развитие логического мышление у детей»
Существует много определений понятия «мышление», но, по сути, все они сводятся к одному: мышление - процесс познания через обобщения, опосредованное отражение действительности, то есть это знания, которые мы получаем не от органов чувств, а с помощью мыслительного процесса.
Можно провести простой пример: мы смотрим
на кипящий чайник и точно знаем, что вода в нём горячая. Нам не нужно измерять
её температуру с помощью специальных приборов, не нужно пробовать воду рукой.
Мы помним, как выглядит кипящая вода, и, обобщив свои знания и распространив их
на конкретный чайник с водой, делаем вывод. Так устроен процесс мышления.
Особенности мышления дошкольников
Психологи выделяют три вида мышления,
характерно для детей старшего дошкольного возраста.
1.Наглядно –
действенное. Предполагает изучение
предмета при непосредственном взаимодействии с ним. Оно развивается у ребёнка
самым первым.
2.Наглядно – образное. Важную роль играет приобретённый ране опыт. В этом возрасте
ребёнку необязательно совершать определённые действия, если он знает их
результат. Он может представить себе знакомый предмет (его образ) и даже
совершить с ним мысленно определённые действия с помощью воспоминаний и
воображения. К примеру, малышу в два года, чтобы «покормить» куклу, нужна кукла
и ложка, а в пять лет ребёнок спокойно оперирует невидимой ложкой, ведя
активный диалог с куклой, которая тоже порой существует только в его
воображении.
3.Словестно –
логическое. Характерно для детей старшего дошкольного возраста. Это наиболее
развитый этап мышления. Здесь в процесс познания вовлекаются не только действия
и образы-ребёнок задействует мыслительные операции, рассуждает. На этой
стадии мышления активно используется речь.
Безусловно, и в этом возрасте, наглядный
материал имеет большое значение, но ребёнок уже способен анализировать ситуацию,
прогнозировать её развитие на основе прежнего опыта, обобщать, делать выводы.
Именно в этом возрасте у детей «включается логика».
Понятие «логика» в буквальном переводе с греческого языка означает «наука о
правильном мышлении» или «способность к рассуждению».
При этом необходимо помнить, что
логическое мышление у ребёнка должно операться на определённый уровень знаний.
Поэтому важно не только развивать логическое мышление, но и обеспечить его
информацией об окружающем мире.
Развитие логического мышления у детей
старшего дошкольного возраста
Дети старшего дошкольного возраста (переделать предложение), уже в состоянии пользоваться мыслительными операциями:
анализировать предметы и явления, выделять их характерные особенности,
устанавливать причинно – следственные связи, выдавать умозаключения.
Для развития образного мышления
необходимо, чтобы ребёнок умел рисовать, лепить из пластилина предметы по
памяти, наблюдал за природой, связанно описывал картинки, а также собирал
конструктор.
В данном возрасте необходимо предлагать
несложные логические задачи. Главное не перегружать детей, а также стараться
подбирать задания с увлекательным сюжетом и красочными иллюстрациями.
Игры и упражнения на развитие
логического мышления
1. «Игра наоборот»
Взрослый говорит фразу, в которой
содержится заведомо неверный посыл. Ребенок должен быстро его поправить. В
зависимости от возраста можно усложнять исходные фразы. Например, самым
маленьким понятно, что фраза «Снег горячий» нужно ответить «Холодный»; «Помидор
синий» - «Красный». Эта игра хороша тем, что в неё могут играть неограниченное
количество детей.
2. «Лишний предмет»
Картинки или предметы собираются в одном
месте (коробке, шляпе) по какому - то принципу, и туда
же подбрасывается один лишний предмет. Его нужно выявить и назвать. Задания
могут быть совсем простые и более сложными. К примеру, детям можно в коробку с
фруктами положить мяч, а для старших детей положить к фруктам овощ. В данном
случае ребёнок учится в игровой форме анализировать предметы, выделять общие и
различные черты, приобретает навыки классификации.
3. «На что похоже?»
Поиграйте с детьми в ассоциации. Пусть он
скажет, что ему напоминает тот или иной предмет. Начинать с самого простого
(апельсин-мячик, картошка-камешек) и постепенно переходить к более сложным
ассоциациям: на что похоже дождливое небо, пушистый котёнок, варежка, стол…?
Чем удивительнее выйдет ассоциация, тем интереснее и лучше.
4. «Что это значит?»
Предложите детям продолжить фразу, как
можно большим количеством способов: «я взяла со стала конфету. Что это значит?
Варианты ответов «на столе больше нет конфет», «Конфета у меня в руке», «Конфет
на столе стало меньше». Чем больше интересных ответов, тем игра удивительнее и
интереснее.
5. «Найди пару»
Составить из картинок пару, логически
связанных между собой. Пример: дерево - листик, рыбка –аквариум.
6. «Описание предмета»
Педагог называет предмет, а ребёнок должен
как можно больше подобрать эпитетов к нему. Пример (ёлка: колючая, зелёная,
высокая, красивая нарядная).
7. «Найди
последовательность»
Для детей, которые умеют считать в
пределах десяти, необходимо составить элементарную числовую последовательность,
где каждое последующее число больше или меньше предыдущего. Пример (2,4,6,… что
дальше?).
Вывод:
Некоторые дети воспринимают словесной форме, другие через
иллюстрации, главное заинтересовать, чтобы было ребёнку интересно, чтобы он
включался в поиск решения.
Комментарии
Отправить комментарий