«Развитие логического мышление у детей»



Существует много определений понятия «мышление», но, по сути, все они сводятся к одному: мышление процесс познания через обобщения, опосредованное отражение действительности, то есть это знания, которые мы получаем не от органов чувств, а с помощью мыслительного процесса.

Можно провести простой пример: мы смотрим на кипящий чайник и точно знаем, что вода в нём горячая. Нам не нужно измерять её температуру с помощью специальных приборов, не нужно пробовать воду рукой. Мы помним, как выглядит кипящая вода, и, обобщив свои знания и распространив их на конкретный чайник с водой, делаем вывод. Так устроен процесс мышления.

Особенности мышления дошкольников

Психологи выделяют три вида мышления, характерно для детей старшего дошкольного возраста.

1.Наглядно – действенное. Предполагает изучение предмета при непосредственном взаимодействии с ним. Оно развивается у ребёнка самым первым.

2.Наглядно – образное. Важную роль играет приобретённый ране опыт. В этом возрасте ребёнку необязательно совершать определённые действия, если он знает их результат. Он может представить себе знакомый предмет (его образ) и даже совершить с ним мысленно определённые действия с помощью воспоминаний и воображения. К примеру, малышу в два года, чтобы «покормить» куклу, нужна кукла и ложка, а в пять лет ребёнок спокойно оперирует невидимой ложкой, ведя активный диалог с куклой, которая тоже порой существует только в его воображении.

3.Словестно – логическое. Характерно для детей старшего дошкольного возраста. Это наиболее развитый этап мышления. Здесь в процесс познания вовлекаются не только действия и образы-ребёнок задействует мыслительные операции, рассуждает. На этой стадии мышления активно используется речь.

Безусловно, и в этом возрасте, наглядный материал имеет большое значение, но ребёнок уже способен анализировать ситуацию, прогнозировать её развитие на основе прежнего опыта, обобщать, делать выводы. Именно в этом возрасте у детей «включается логика». 

Понятие «логика» в буквальном переводе с греческого языка означает «наука о правильном мышлении» или «способность к рассуждению».

При этом необходимо помнить, что логическое мышление у ребёнка должно операться на определённый уровень знаний. Поэтому важно не только развивать логическое мышление, но и обеспечить его информацией об окружающем мире.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Дети старшего дошкольного возраста (переделать предложение), уже в состоянии пользоваться мыслительными операциями: анализировать предметы и явления, выделять их характерные особенности, устанавливать причинно – следственные связи, выдавать умозаключения.

Главная роль родителей в том, чтобы обеспечить детям максимально эффективный процесс познания. Материал исследования должен быть безопасным. 

Для развития образного мышления необходимо, чтобы ребёнок умел рисовать, лепить из пластилина предметы по памяти, наблюдал за природой, связанно описывал картинки, а также собирал конструктор.

В данном возрасте необходимо предлагать несложные логические задачи. Главное не перегружать детей, а также стараться подбирать задания с увлекательным сюжетом и красочными иллюстрациями.

Игры и упражнения на развитие логического мышления

1. «Игра наоборот»

Взрослый говорит фразу, в которой содержится заведомо неверный посыл. Ребенок должен быстро его поправить. В зависимости от возраста можно усложнять исходные фразы. Например, самым маленьким понятно, что фраза «Снег горячий» нужно ответить «Холодный»; «Помидор синий» - «Красный». Эта игра хороша тем, что в неё могут играть неограниченное количество детей. 

2. «Лишний предмет»

Картинки или предметы собираются в одном месте (коробке, шляпе) по какому - то принципу, и туда же подбрасывается один лишний предмет. Его нужно выявить и назвать. Задания могут быть совсем простые и более сложными. К примеру, детям можно в коробку с фруктами положить мяч, а для старших детей положить к фруктам овощ. В данном случае ребёнок учится в игровой форме анализировать предметы, выделять общие и различные черты, приобретает навыки классификации.

3. «На что похоже?»

Поиграйте с детьми в ассоциации. Пусть он скажет, что ему напоминает тот или иной предмет. Начинать с самого простого (апельсин-мячик, картошка-камешек) и постепенно переходить к более сложным ассоциациям: на что похоже дождливое небо, пушистый котёнок, варежка, стол…? Чем удивительнее выйдет ассоциация, тем интереснее и лучше.

4. «Что это значит?»

Предложите детям продолжить фразу, как можно большим количеством способов: «я взяла со стала конфету. Что это значит? Варианты ответов «на столе больше нет конфет», «Конфета у меня в руке», «Конфет на столе стало меньше». Чем больше интересных ответов, тем игра удивительнее и интереснее.

5. «Найди пару»

Составить из картинок пару, логически связанных между собой. Пример: дерево - листик, рыбка –аквариум. 

6. «Описание предмета»

Педагог называет предмет, а ребёнок должен как можно больше подобрать эпитетов к нему. Пример (ёлка: колючая, зелёная, высокая, красивая нарядная).

7. «Найди последовательность»

Для детей, которые умеют считать в пределах десяти, необходимо составить элементарную числовую последовательность, где каждое последующее число больше или меньше предыдущего. Пример (2,4,6,… что дальше?).

Вывод:

Видов развивающихся задач очень много. Какой из них выбрать – зависит только от фантазии взрослого и возможностей детей.  Некоторые дети воспринимают словесной форме, другие через иллюстрации, главное заинтересовать, чтобы было ребёнку интересно, чтобы он включался в поиск решения. 



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Развитие представлений о цвете, форме, величине средствами развивающих игр.

«Развитие мелкой моторики рук»

«Опыты со снегом»