Игры и упражнения на развитие слухового внимания у детей
Игра «Слушаем слова».
Договоритесь с ребёнком, что вы будете
произносить самые разные слова. Ребёнку надо хлопнуть в ладоши тогда, когда
встретится слово, обозначающее, например, посуду. И игра начинается: называются
различные слова: стул, дерево, тарелка, ручка, лиса, картошка, вилка. Ребёнок
должен успеть вовремя хлопнуть в ладоши.
Чтобы игра не надоедала её можно разнообразить.
Поиграв несколько минут, можно менять задания. Ребёнку надо будет совершать уже
другие действия, например, топнуть, когда услышит слово, обозначающее растение;
прыгнуть, когда услышит слово, обозначающее животное; взять себя за нос, когда
услышит слово, обозначающее мебель.
Игра «Нос - пол - потолок».
Договоритесь с детьми, что когда вы скажете
слово «нос», детям надо показать пальцем на свой нос. Когда скажете слово «потолок»,
дети должны направлять палец на потолок, а когда они слышат слово «пол», то
показать пальцем на пол. Детям надо объяснить, что поддаваться на провокацию
нельзя: выполнять надо те команды, которые вы произносите, а не те, которые
показываете.
Затем начинайте говорить слова: «нос», «пол»,
«потолок» в разной последовательности, а показывать при этом либо правильно,
либо неправильно. Например, называйте нос, а показывайте на пол. Дети же должны
всегда показывать в правильном направлении.
Игра «Топ-хлоп».
Договоритесь с ребёнком, что вы будете
произносить разные фразы, как правильные, так и неправильные. Если выражение
верное, ребёнку надо хлопнуть в ладоши, если не верное, ребёнку надо топнуть. И
игра начинается.
Чем младше ребёнок, тем проще должны быть фразы
- понятия. Например, для трёхлетнего малыша можно говорить такие фразы:
«Помидоры всегда синие», «Суп мы едим ложкой», «Картошку едят сырую», «Люди
ходят на руках». Для пятилетнего малыша можно уже усложнять понятия: «Медведь
живет в деревне», «Белки любят орешки», «Крокодилы живут в лесу». Фразы надо
подбирать соответственно интеллектуальному развитию ребёнка, чтобы ему было
одновременно и не сложно угадывать правильные фразы и не скучно.
Игра «Найди пару».
Для игры понадобятся несколько одинаковых пар
разных предметов. Можно смешать между собой разные пары носков, можно вырезать
из бумаги пары полосок разной длины, можно подобрать пары разных пуговиц.
Выложите перед ребёнком смешанные в одну кучу
выбранные пары предметов и дайте ему задание подобрать пары. Если это носки,
малышу надо будет выбрать пары носков. Если это полоски, значит, ему надо будет
подобрать пары полосок одинаковой длины. Если это пуговицы, ребёнок подбирает
пары одинаковых пуговиц.
Для трёхлетних детей будет достаточно 3 - 5 пар
разных предметов. Чем старше и опытнее в игре становится ребёнок, тем большее
количество пар разных предметов можно ему давать.
Если в игре участвует несколько детей, то можно
выдать каждому ребёнку по своему комплекту разных пар. Также можно разбить детей
на команды и устроить соревнование, какая из команд быстрее подберёт пары.
Игра «Собираем урожай».
Для игры понадобятся вырезанные из разноцветного
картона силуэты разных фруктов и овощей - оранжевые морковки, красные помидоры,
зелёные огурцы, синие баклажаны, жёлтые яблоки.
Разбросайте по полу разноцветные фигурки из
картона и попросите малыша собрать какой-то один овощ или фрукт. Если детей
несколько, то каждому даётся своё задание. В этом случае количество «сортов»
вырезанных овощей и фруктов должно быть равным количеству детей. И количество
разных фигур должно быть одинаковым.
Если детей много, то разделите их на команды.
Пусть они соревнуются, чья команда быстрее соберёт свой урожай. Чтобы детям
было интереснее собирать урожай, им можно выдать корзиночки.
Игра «Говорим шёпотом».
Расставьте на столе игрушки: кубики, куклу,
зайчика, машинку и так далее. Посадите малыша за стол и объясните ему, что вы
будете давать ему задания очень тихо - шепотом, поэтому ему надо очень внимательно
слушать вас, чтобы всё услышать. Отойдите от ребёнка на 2 - 3 метра и начинайте
давать задания: «Возьми зайчика. Посади его в машину. Поставь один кубик на
другой». Давайте краткие, простые задания, говорите тихо, но четко, чтобы малыш
услышал, понял и выполнил задания.
Если в игре участвуют несколько детей, можно
давать им совместные задания, например: «Возьмитесь за руки», «Попрыгайте»,
«Обойдите вокруг стула», «Поднимите руку вверх», «Покажите на свой нос».
Игра «Колокольный звон».
Для игры понадобиться колокольчик и повязка на
глаза. Предложите малышу с закрытыми глазами угадывать и показывать рукой, где
звенит колокольчик.
Завяжите ребёнку глаза и встаньте от него в двух
– трёх метрах, позвените в колокольчик. Ребенок должен показать направление, откуда
слышен звон. Поменяйте своё место и снова позвените колокольчиком.
Если в игре участвует несколько детей, то игра
проводится без колокольчика. Дети становятся в круг, выбирается водящий, ему
завязывают глаза и ставят в центр круга. Договоритесь с детьми, что сейчас они
будут по очереди хлопать в ладоши, а водящий должен показать, откуда доносится
хлопок. Хлопать должен только тот ребёнок, на которого показываете вы. Каждые
несколько минут водящий меняется, чтобы в центре круга постояли все дети.
Игра «Угадай, по какому предмету я стучу».
Для игры понадобится металлическая палочка или карандаш и несколько
разных предметов, например: стакан, чашка, деревянный кубик, пластмассовый
кубик, кастрюля. Главное, чтобы все предметы издавали разный звук.
Предложите ребёнку послушать, какие звуки издают
предметы, и постучите по каждому. Затем попросите ребёнка отвернуться и
угадать, по какому предмету вы будете стучать. Потом поменяйтесь ролями, пусть
ребёнок стучит, а вы угадываете.
Игра «Угадай, чей звук».
Для игры понадобятся музыкальные игрушки и разные предметы, например:
дудочка, деревянные ложки, бубен, бумага. Для начала хватит трёх предметов, и
постепенно их можно будет увеличивать.
Обсудите с малышом, что разные предметы издают
разные звуки. Продемонстрируйте ему, как шуршит бумага, как стучат ложки, как
звучит дудочка, как стучит бубен. Предложите ему поиграть в игру, в которой он
будет угадывать, что звучит. Затем сядьте спиной друг к другу и начинайте
производить разные шумы и звуки разными предметами. Малыш должен, не
оборачиваясь, называть, чем произведен звук.
Комментарии
Отправить комментарий