Самостоятельность у детей раннего возраста
Человек беспомощен до тех пор,
пока ему есть на кого рассчитывать.
Самостоятельность –
ценное качество, необходимое человеку в жизни.
Воспитывать его
необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны, очень часто они
стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым,
важно поддержать их в этом.
Часто каждому из нас в
ответ на предложение сделать что – то за ребёнка или помочь ему в чём – то
приходилось слышать “Я сам!”
В
этом возрасте ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, со
своими желаниями и особенностями. Ребёнок практически становится самостоятельным:
может выполнять без помощи взрослого многие действия, усваивает
навыки самообслуживания, в этом возрасте очень важно воспитать у
ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку.
Часто по разным
причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребёнка – мы
стремимся сделать всё за него сами.
Но действительно ли мы
оказываем ребёнку помощь?
Стремясь сделать всё
за ребёнка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают
его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают
надеяться на других, дети могут вырасти пассивными, ленивыми.
Психологи утверждают:
уже к трём годам у ребёнка резко возрастает стремление к
самостоятельности и независимости от взрослого как в действиях, так и в
желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться.
В годы
раннего возраста дети могут освоить все основные
культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и
правильно выполнять. При воспитании культурно-гигиенических навыков
большое значение имеет пример окружающих. В семье, где родители, старшие
братья и сестры не сядут за стол, предварительно не вымыв руки, и для малыша
это становится законом. Но общий правильный уклад жизни в семье еще не
гарантирует усвоение ребенком всех доступных ему навыков.
Их воспитанию приходится
уделять специальное внимание. Прежде всего следует обеспечить постоянное
выполнение ребенком установленных гигиенических правил. Ему объясняют их
значение. Важно помочь ребенку, особенно на первых порах, правильно усвоить
нужный навык. Так, например, прежде чем начать мыть руки, надо закатать рукава,
хорошо намылить руки. Вымыв руки, тщательно смыть мыло, взять свое полотенце,
насухо вытереть руки.
Не следует торопить
малыша, если он сосредоточенно повторяет одно и то же действие (например,
мылит руки). Тем более не следует выполнять это действие за него. Осваивая
навык, ребенок обычно стремится многократно выполнить определенное движение.
Постепенно он научается все более самостоятельно и быстро справляться
с поставленной задачей. Взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли
ребенок сделать то или другое, а в дальнейшем предоставляет ему почти полную самостоятельность.
Но проверять, правильно ли ребенок все сделал, приходится на протяжении всего
дошкольного возраста.
Хорошо сформированные
навыки выполняются ребенком легко и быстро, по собственной инициативе, без
напоминаний.
В
дошкольном возрасте дети должны и могут усвоить, что мыть руки надо
перед едой, после пользования уборной, по возвращении с прогулки, игры с
животными и всегда, когда они грязные.
К навыкам личной
гигиены, которые ребенок должен усвоить в дошкольном возрасте, относится и
уход за полостью рта. С трехлетнего возраста ребенка следует научить
полоскать рот, с четырех лет — правильно чистить зубы (сверху вниз —
вверх, с наружной и внутренней стороны) перед ночным сном. Волосы
следует причесывать не реже двух раз в день (и своей собственной
расческой). А всегда ли у вашего ребенка в кармашке чистый носовой платок и
умеет ли он им пользоваться? Умеет ли он сам замечать непорядки в одежде —
развязался шнурок, расстегнулась пуговка — и сразу их устранять? Вытирает ли он
ноги, входя в помещение?
Ребенок будет
становиться старше, он должен понять, что умываться надо не только утром и
вечером или перед едой, но и всякий раз, когда измазался. «Нет, я книжку тебе
дать не могу, у тебя грязные руки — надо их вымыть, а то ты испачкаешь книжку».
Так же тщательно следите за чистотой и опрятностью одежды ребенка. На третьем
году жизни это должно стать и заботой самого малыша. Даже если он еще не в
состоянии заметить непорядок в одежде, он должен привыкать устранять
его— самостоятельно или с вашей помощью. Запачкалось платье у девочки—
предложите принести чистое и переодеться с вашей помощью. Расстегнулась
пуговица— пусть застегнет Что касается мокрых штанишек, то ваша задача номер
один не допускать, чтобы ребенок привыкал к тому, что они мокрые. Напротив,
надо постараться, чтобы это стало ему неприятным. Тогда у него будет достаточно
серьезная побудительная причина стремиться к опрятности. Намоченные штаны вы
смените немедленно и обратите на это внимание малыша (разумеется, без
тени упрека или хотя бы вышучивания).
Привычку быть чистым и
опрятным воспитать у ребенка, в общем, несложно. Здесь важна прежде всего
ваша последовательность. Если вы обращаете внимание на то, что лицо и руки у
малыша грязные, и моете их, если не позволяете ходить ему с грязным носом, малыш
через какое-то время начинает ощущать необходимость привести себя в
порядок самостоятельно.
Что же они могут
выполнять самостоятельно в младшем дошкольном возрасте?
— Мыть руки, засучивая
рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не
мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на
отведённое место.
— Одеваться и
раздеваться в определённой последовательности: одежду снимать,
складывать, вешать, выворачивать на лицевую сторону; надевать одежду, пуговицы
расстегивать, застёгивать, завязывать шнурки ботинок.
— Замечать непорядок в
одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к
взрослому.
— Своевременно
пользоваться носовым платком, туалетом.
— Пить из чашки; есть,
хорошо пережёвывая пищу, с закрытым ртом.
— Правильно
пользоваться ложкой, салфеткой.
— Убирать игрушки,
книжки, строительный материал в определённое место.
Конечно, малыш не
сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь, создание
необходимых условий для проявления самостоятельности, правильно руководить
действиями детей и обязательно хвалить, хвалить за малейшее
проявление самостоятельности.
Комментарии
Отправить комментарий