ИГРЫ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА РЕБЕНКА.

 

Словарь ( словарный запас, лексический словарь, лексикон) - это все слова и выражения, которыми ребенок оперирует в своей речи и слова, которые ребенок знает, но не употребляет.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарным запасом, чтобы у него возникло как можно меньше трудностей в общении с людьми, в обучении, при прочтении художественной литературы, во время просмотра телевизионной передачи.

Помните, что прежде чем усвоить слово, ребенок пройдет три ступени:

1. Они сам научится понимать слово, но пока не сможет его использовать.

2. Будет узнавать и называть предмет (действие, качество) в привычных для него условиях.

3. Начнет понимать и использовать слово в любых ситуациях.

Игра сильно и надолго заинтересует ребенка. Именно с помощью этого несложного процесса вы можете пополнить словарный запас вашего ребенка.

словесные игры не занимают дополнительного времени, в них можно играть по дороге в садик, в очереди, на прогулке. Как только заметили, что внимание малыша стало переключаться на посторонние объекты, игра прекращается. 

1. Ищем детали. Можно вводить в словарь ребенка названия не только предметов, но и их деталей и частей. "Вот автомобиль, а что у него есть?" - "Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор..." - "А что есть у дерева?" - "Корень, ствол, ветки, листья..." 

2. Что может быть? Взрослый называет прилагательное, а малыш к нему - существительные. Например, «Черное». Что может быть черным? Ребенок перечисляет: земля, дерево, портфель, краски.  Затем игра наоборот. Называется предмет, и к нему подбираются прилагательные. «Мяч, какой?» Круглый, резиновый, красно-синий, новый, большой… 

3. Игра в антонимы( в слова противоположные по значению). Взрослый называет слово, ребенок подбирает слово антипод. «Горячее-холодное, зима-лето, большой - маленький». 

4. Игра в синонимы. Например, синоним к слову «палка» - трость, клюка, костыль, посох. 

5. Игра «Добавь слово». Цель: подбирать глаголы, обозначающие окончание действия. Взрослый называет начало действия, а ребенок - его продолжение и окончание: 
- Оля проснулась и... (стала умываться). 
- Коля оделся и... (побежал гулять). 
- он замерз и... (пошел домой). 
- стали они играть... (с зайчиком). 
- зайчик испугался и... (побежал, спрятался) 
- девочка обиделась и... (ушла, заплакала). 

6. Бюро путешествий. Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту – на прогулку, в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите... Путешествуя, делитесь впечатлениями. 

7. Истории из жизни. Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолетом... Некоторые истории вам придется рассказывать даже не один раз. Просите и других членов семьи подключиться к игре.

 


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Развитие представлений о цвете, форме, величине средствами развивающих игр.

«Развитие мелкой моторики рук»

«Опыты со снегом»