«Как взрослые портят детям игру»
Игра - ключ к умственному и физическому
развитию малыша, она помогает ребенку всесторонне и гармонично развиваться.
Вот только в эпоху настоящего изобилия прекрасных игрушек, направленных
на развитие сюжета, творчества и фантазии, у современных детей почему-то с этим
большие проблемы.
А все потому, что мы сами отбиваем у наших детей охоту играть.
Ошибка 1: Мы покупаем много игрушек не ребенку, а себе вместо того,
чтобы купить ребенку ту игрушку, которая ему нравится, взрослые покупают то,
что правится именно им.
Ситуация усугубляется, если в детстве у родителей был дефицит игрушек.
Такие родители часто покупают, не зная меры.
Совет: пусть лучше игрушек будет немного, но они будут тщательно
подобраны в соответствии с возрастом и интересами малыша.
Покупайте простые игрушки, которые дают крохе возможность проявить
фантазию, задействовать воображение. Обычные машинки с этой точки зрения лучше
тех, что работают на батарейках. А простая кукла лучше говорящей.
Ошибка 2: Мы лишаем ребенка свободы и инициативы.
Взрослые слишком активно и инициативно организуют досуг ребенка.
Беззаботная детская праздность, полезное ничегонеделание, возможность просто
поскучать и пофантазировать кажутся взрослым пагубными и нездоровыми
состояниями. Им кажется, что ребенка обязательно нужно чем-то занять. В
результате он теряется, когда никто его не направляет и не старается развлечь.
Совет: взрослые должны предоставить малышу максимум свободы для
самостоятельных игр и исследований. Полезно запланировать время для совместных
неспешных прогулок в парке, во время которых можно рассматривать облака,
наблюдать за птицами и т. д.
Не пренебрегайте возможностью поболтать с ребенком перед сном, послушать
придуманные им истории. Остановите время, научите малыша скучать в хорошем
смысле этого слова, мечтать, фантазировать.
Ошибка 3: Мы доверили детей «теленяне»
Уже с 1,5 лет малыши смотрят мультики, в 3 года осваивают компьютерные
игры. Результат - проблемы с концентрацией внимания, воображением, логикой,
трудности в общении.
Этим детям не хватает фантазии и творческой активности.
Ребенок, сидящий подолгу у телевизора, привыкает получать готовые
решения, становится творчески пассивным. Он не может себя занять, придумывать
игры.
Совет: строго контролируйте просмотр передач по жанру и ограничивайте по
времени. Не ставьте телевизор в детской.
Ошибка 4: Мы отдаем предпочтение обучению, а не игре.
Чрезмерное увлечение ранним интеллектуальным развитием ведет к перенапряжению
малыша. Однако и в России, и на Западе всплеска массовой ранней гениальности не
наблюдается. Напротив, интеллектуальный уровень детей заметно снижается.
Почему?
Ребенок в своем развитии последовательно проходит стадию за стадией. И
игровая деятельность - одна из них.
Ни занятия, ни учеба не могут дать в возрасте от 0 до 5 лет столько,
сколько легко и непринужденно дает игра.
Совет: предоставьте малышу безопасное пространство (двор, лес, парк,
комнату, необходимые предметы, игры и игрушки, время для себя самого и свободу
самовыражения.
И будьте готовы научить его тому, что понадобится ему для продолжения
игры.
При этом неследует раньше времени пытаться развить То, до чего малыш еще
не дорос.
Ошибка 5: Мы перестали подавать пример.
Чтобы организовать любую игровую деятельность, ролевую или предметную,
придумать сюжет, нужен образец.
И дать его - наша с вами задача: придумать сюжет, подкинуть идею,
распределить роли, дать вторую жизнь старым игрушкам.
Знают ли наши дети те игры, в которые играли мы?
Классики, казаки-разбойники, прятки, догонялки, резиночки, салки?
Нет. А откуда им знать, если никто не покажет и не научит?
Совет: играть - это не обязательно часами кататься по ковру и
имитировать вой пожарной машины.
Время от времени интересуйтесь, чем занят сейчас ваш малыш.
И по ходу дела непринужденно и ненавязчиво делитесь с ним возникшими у
вас идеями. После этого опять возвращайтесь к своим делам. Малыш творчески
претворит вашу идею, повернув свою игру в новое русло.
Ошибка 6: Мы воспринимаем игру с ребенком как обязанность.
Мало кто может похвастать тем, что он обожает играть с детьми.
Но когда мы начинаем воспринимать игру как обязанность, именно с этого
момента она перестает быть игрой. Будьте уверены: дети интуитивно почувствуют отсутствие
энтузиазма, и это лишит их огромной части удовольствия от игры.
Совет: не любите играть - не играйте. Просто будьте рядом.
Занимайтесь совместным творчеством. Вас увлекают лепка из гипса или
рисование акварелью? Приобщите к этим занятиям своего ребенка.
Интересуйтесь его игрушками. Мы внимательно следим за тем, как у малыша
растут зубы, как он социально интегрируется в яслях.
Но его игрушки составляют основную часть его жизни и очень для него
важны.
Читайте детям книжки. Ребенок знакомится с книгой только через взрослых.
Уделяйте этому 10-15 минут перед сном или в выходные.
Комментарии
Отправить комментарий