"Как научить ребенка слышать и слушать"
Активно слушать – это значит слышать за внешними фразами их внутреннее, истинное значение. Слышать то, что подразумевается в скобках. Для этого нужно самому почувствовать, что чувствует в данный момент ребенок. То есть помочь ребенку осознать его эмоции и чувства, расшифровать внутренний, эмоциональный смысл, подтекст его слов, то подсознательное послание, которое на сознательном уровне не распознается им.
Активное слушание – это волшебный ключик,
который открывает душу ребенка. Поняв, что вы не осуждаете его за возникшие
эмоции, что вы на его стороне, с ним, он начинает рассказывать о ситуации,
которая побудила его к определенному поведению.
Активное слушание - это язык одобрения.
Одобрение можно уподобить плодородной почве, позволяющей крошечному семени
развиться в прекрасный цветок.
Подумайте о причинах. Что стоит за сегодняшней
истерикой? Только ситуативная, случайная причина – или здесь есть что-то
системное, что будет повторяться? На ситуативное и случайное можно не обращать
внимание: расслабьтесь и забудьте. А если, похоже, речь идет о чем-то, что
может повторяться, задуматься надо серьезнее. В частности, поскольку истерика –
это ошибочное поведение ребенка, подумайте о причинах ошибочного поведения.
Алгоритм – «Семь шагов»
Шаг 1. Приучайте
ребенка выполнять ваши задания, начиная с того, что ему хочется делать самому.
Никита любит хлопать в ладошки. «Как Ваня хлопает в ладоши? – Умница, Ваня! А
теперь, Ваня, покажи, как гудит машина! – Замечательно!» – вы приучаете его
делать то, что вы ему говорите. Он учится вас слушать.
Шаг 2. Приучайте ребенка выполнять
ваши просьбы, подкрепляя это радостью. Если вы ребенка зовете, он должен к вам
приходить. А еще лучше – прибегать, и сразу. Начинайте с ситуаций, когда
ребенок и так с удовольствием к вам прибежит, а вы ему то ли вкусного дадите,
то ли прижмете к себе и по головке погладите, то ли хотя бы минутку поиграете с
ним. Вскоре начинайте звать, но уже без вкусного. Но если позвали – он должен
прийти. Сразу не идет – повторили, но добились. Обратили его внимание и
попросили приходить, когда мама зовет. Не ругаться, а сказать: «Когда мама
зовет, надо приходить сразу!», – и поцеловать!
Шаг 3. Делайте свои дела, не
реагируя на ребенка – в тех случаях, когда в своей правоте уверены вы сами и
знаете, что вас поддержат все. Вы все торопитесь на поезд, собираете вещи. В
этом случае капризы ребенка «Ну,
поиграй со мной!» будут легко проигнорированы
всеми, включая бабушек. Приучайте ребенка к тому, что есть дела, которые
важные. Приучите ребенка к слову: «Это важно». Если вы присели перед ним и,
глядя ему в глаза, держа
его за плечики, спокойно и твердо говорите:
«Взрослым сейчас нужно собираться, а поиграем мы с тобой попозже. Это важно!» –
то скоро ребенок начнет вас понимать. Это – важно!
Шаг 4. Требуйте минимум. Ребенок уже
достаточно подрос, чтобы… Чтобы не отнимать игрушку у чужого ребенка, чтобы
поднять упавшую варежку самому, чтобы положить кашу себе в рот самостоятельно…
– Всегда ищите те моменты, когда ваши требования будут поддержаны всеми
окружающими, чтобы даже бабушки хотя бы промолчали. Если ваших требований на
ребенка многовато, он не успевает за вашими многочисленными требованиями, либо
вы не имеете поддержки окружающих – свои просьбы и требования пока уберите,
делайте то, что вы хотите от ребенка – сами.
Шаг 5. Уверенно давайте задания.
Пусть ребенок делает, когда ему несложно или тем более даже хочется.
Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка всегдабыли дела, которые ему нужно делать
по вашей просьбе. У ребенка не
должно затухать понимание, что у него есть
задания, и он это делать должен. Убрать за собой постель, унести за собой
чашку, помыть посуду, сбегать в магазин – скорее всего, вам все это проще и
дешевле сделать самостоятельно, но вы – воспитатель, поэтому ваша задача
удержать себя, не делать это
самому и каждый раз поручать это ребенку.
Шаг 6. Давайте трудные и
самостоятельные задания. Постепенно переходите к более трудным и
самостоятельным заданиям, в основном на самом позитивном фоне, с мелкими
нерегулярными подкреплениями и редкими крупными.
Шаг 7. Чтобы сделал, а потом пришел
и показал (или доложил). Когда ребенок научится уже и этому, вы можете
гордиться – перед вами уже взрослый человек. Вы – воспитали взрослого,
ответственного человека!
Комментарии
Отправить комментарий