«Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста»
«Человек стал человеком
только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом
небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех
пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание
требует больших воспитательных усилий».
В. А. Сухомлинский
Нужно научить
детей правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия
знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Задачи воспитания
усложняются тем, что дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные нормы
общения друг с другом и с природой. Вероятно, в таких случаях нужно говорить:
«Хотя они и взрослые, а не знают, что нельзя разговаривать грубо, оставлять
мусор в местах отдыха, вырезать надписи на стволах деревьев, обижать бездомных
животных и т.д. Вот вы дети молодцы, так делать не будете». Осознанно
правильное отношение к природе строится на понимание связи растений и животных
с внешними условиями, их приспособленности к среде обитания, зависимости жизни
и состоянии организма от воздействия факторов внешней среды, деятельности
человека.
При
общении ребят с природой часто возникает противоречие. С одной стороны, они с
большим интересом относятся к растениям и животным, любят их, с другой –
проявляют жестокость, равнодушие. Почему это происходит? Дело в том, что
ребенок дошкольного возраста не умеет просто смотреть на бабочку, птичку или
котенка. Ему обязательно нужно завладеть ими. Это часто ведет к тому, что дети
наносят вред природе, и никакие объяснения взрослых не помогают. Это связано с
незнанием дошкольником правил взаимодействия с объектами природы. У детей еще
не развито умение обращать внимание на состояние объектов живой и неживой
природы. Поэтому важно формировать у детей представления о природе и формах
отношения к ней, приучать их любить и охранять природу, формировать
сочувственное отношение к представителям растительного и животного мира.
Важнейшим условием воспитания у детей гуманного отношения к природе является
осознание ими себя как части живой природы.
Ребёнку
необходимо живое общение с растениями и животными, наблюдения и практическая
деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное
познание природы через книги, слайды, сказки, картины, беседы и т.д. имеют
второстепенное значение. Его задачи заключаются в том, чтобы расширить и
дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного
контакта с объектами природы. Каждый человек независимо от возраста должен
рачительно и бережно относиться к природе.
В связи с этим перед нами взрослыми, знакомящими детей с
природой, ставятся следующие задачи:
-
Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать
красоту природы, формировать эстетические чувства.
-
Воспитывать интерес к родной природе, желание больше узнать о природе своего
края.
- Формировать
бережное отношение к природе, стремиться к ее созиданию.
- Знакомя детей с
природой, мы должны не только сообщать им конкретные знания, но и вызывать в
душе каждого ребенка эмоциональный отклик, пробуждать эстетические чувства.
Как только малыш
самостоятельно выйдет за порог, он изучает окружающую природу всеми органами
чувств. С этого момента полезно родителям быть предельно внимательными к
вопросам безопасности ребенка. Так как мир вокруг нас волшебен и прекрасен, так
же он и может быть опасным. Позиция взрослого должна быть достаточно активной,
чтобы удовлетворить пытливый ум ребёнка.
Родитель должен
быть добрым наставником и активным рассказчиком. Ваши активные объяснения,
беседы, наставления должны подкрепляться личным примером. Потому что ребёнок
формирует модель поведения – отношения, к окружающему миру наблюдая за вами,
копирует ваше поведение! В воспитании так же приветствуется единство требований
всех участников процесса (т. е. все члены семьи должны разделять ваши взгляды в
воспитании). Так же необходимо учитывать индивидуальный возрастной подход (т.
е. объяснять ребёнку нужно понятными для него словами).
Летом:
• Можно наблюдать
за многообразным цветением клумбы в летний период. Рассматривать вновь
распустившиеся цветы, напоминать детям о необходимости аккуратного обращения с
украшением земли.
• В ходе
совершения трудовых действий на клумбах и огородах, прививать заботливое
отношение к цветам и растениям (поливать, рыхлить почву, прореживать растения,
пересаживать, создавать затенения от активного солнца).
• В это время
года, можно легко наблюдать за жизнью насекомых. Рассказывать ребёнку о
многообразии, строении, приспособительных особенностях, пользе, вреде, чудесах
превращения.
• Совершая
прогулки, можно понаблюдать за птицами и их потомством. В засушливое время
можно для птиц изготовить поилки и следить за их состоянием.
• Полезными будут
так же наблюдения и за животными. Обращать внимание на то, как ведут себя
животные в жаркое время года, как они выглядят, что едят и т. д.
• Совершая
прогулки, помните о безопасности, не допускайте перегрева на солнце, пусть
общение с животным миром не будет излишне настойчивым с вашей и ребёнка стороны.
• Помните, что
человек – самое совершенное творение природы. В его силах сохранить и
приумножить всю красоту окружающего мира!
• Давайте будем
жить в дружном согласии с природой. Охранять и бережно относиться к её дарам!
Красота родной
природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой
край еще прекраснее. Поэтому так важно показать детям, как человек оберегает и
умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех
леса и озера, поля и реки.
Комментарии
Отправить комментарий