«Ценность игрушек у современных детей»
Раньше у девочек было 6 кукол или 4. Каждая кукла прожила с ней её детство. У каждой было своё имя, которое девочка может вспомнить даже спустя 30 лет. Куклы были её дочками. Она общалась с ними как с живыми. Девочка кормила кукол по утрам, а вечером укладывала спать. Каждую она по-своему любила. И даже когда у куклы Вари оторвалась резиновая рука, она прибинтовала её к туловищу и продолжала играть. Так бывает. Это не повод расставаться с ней. Это повод относиться к ней ещё бережней. Периодически нужно было стирать куклам одежду. А на зиму шить пальтишки.
У девочки из нашего времени кукол в 5 раз больше.
Больше тридцати кукол. Она не помнит всех имен. Она забывает про существование
некоторых. Потом случайно находит в куче других игрушек: «О! Так у меня ещё и
такая есть!» Нет идеи, что надо шить кукле теплую одежду. Если захочется
поиграть куклой в теплой куртке, она попросит купить куклу в теплой куртке. А
грязное платье или сломанная рука – это повод купить новую куклу. Хотя, новую
куклу можно покупать и без повода. Бабушка, например, в гости с пустыми руками
не ходит. Она каждый раз что-нибудь с собой приносит. Какую-нибудь недорогую
игрушку. Развлечение на день. Поиграть и забыть. Настолько закрепившаяся
традиция, что ребенок уже не представляет, что бабушка может прийти без
игрушки. Поэтому при встрече говорит не «Как дела?», а «Что ты мне принесла?»
Ценность с общения сместилась в сторону потребления.
Казалось бы, что в этом плохого? Чем больше, тем
лучше. Разве не так? А помните сказку «Цветик семицветик»? Эпизод, когда
девочка загадала, чтобы все игрушки мира были у неё. Она очень быстро пожалела
о своём желании. По факту это оказалось больше проблема, чем радость.
Недостатки изобилия игрушек:
Отсутствие бережливости и аккуратности.
Отсутствие
привязанности.
Все чаще на популярный совет: «Для облегчения
адаптации возьмите с собой любимую игрушку» - психологи слышат от родителей: «У
нашего ребенка нет любимой игрушки». Сложно иметь любимую игрушку, если почти
каждый день появляется новая. Между тем, заботясь о любимой игрушке, ребенок
учится заботиться о себе в отсутствии родителей. Через отношения с игрушками
закладывается модель отношений с людьми. Если игрушки не ценятся, если быстро заменяются
на новые, то ценность отношений тоже может быть невысокой. .
Сложно
обрадовать ребенка. Меньше поводов радости. Всем же понятно, что мороженое
раз в месяц вкуснее, чем это же мороженое два раза в день на протяжении всего
месяца. Наступает пресыщение. С игрушками так же. Это кажется парадоксальным:
чем больше игрушек, тем меньше радости. Эмоции на очередную игрушку уже не
такие сильные. Сильнее – на её отсутствие.
Отсутствие
ценности.
Часто новая игрушка приобретается спокойствия
ради. Проще купить, чем выслушивать истерику. Тем более это не такая большая
сумма, нервы дороже. Так появляется десятый робот или пятнадцатая лошадка-пони.
Когда мы абсолютно ни в чем не отказываем ребенку, мы не учим его выдерживать
отказ, и не учим мечтать. Игрушка, которую ребенок долго ждал, на которую копил
и, может быть, в чем-то другом себе отказывал ради этой игрушки, она, при
равной стоимости, более ценная, чем та, которую он заполучил по первому
требованию. Ценная и в воспитательном плане тоже. Он учился ждать, учился
расставлять приоритеты, планировать покупку.
Отсутствие
пространства для развития фантазии.
«Голь на выдумку хитра» Когда что-то нужно, а
этого нет, в ход идут подручные средства. Для игры в магазин нам в своё время
было достаточно выйти на улицу и найти подружку. Все, что нашли под ногами –
листья, трава, пробки, стеклышки – становилось товаром. Фантики насобирали –
это деньги. Сейчас же есть игрушечные овощи, фрукты, прочие продукты. И деньги
игрушечные напечатали. Все есть – игры нет! «Маша, почему ты не играешь?» Нет
игрушечного кассового аппарата. Надо купить.
Ах, у ребенка нет фантазии. Надо купить вместе с
кассовым аппаратом дидактические игры для развития фантазии... Нет. Не надо.
Лучше всего развивает фантазию пустая коробка. Из нее можно сделать и кассу, и
кукольный дом, и ширму для кукольного театра, и кроватку для мишки, и кузов
грузовика, и даже слона, если приклеить уши из картона.
Появление
новых проблем и дополнительных трат.
Приобретая игрушку – вы приобретаете необходимость
где-то ее хранить. Накупили игрушек – надо купить комод для игрушек, а потом
докупить квадратные метры жилья, потому что в детской уже комоды ставить
некуда. А потом нужно тратить дополнительные силы на уборку дополнительных
метров жилья от игрушек. Можно, конечно, не хранить игрушки в большом
количестве, а периодически проводить «зачистку», выкидывая то, чем давно не
играли. Но как же экология? В современном мире остро стоит проблема мусора.
Насколько разумно решать вопрос заваленной детской, заваливая мусором планету?
Комментарии
Отправить комментарий